Цепи противоскольжения для дорожной и спецтехники в Самаре

Цепи противоскольжения используются для повышения проходимости и исключения пробуксовки техники в тяжелых условиях. Они часто применяются зимой, когда дорожное покрытие покрыто льдом или снегом, а также на нестабильных, рыхлых или заболоченных грунтах. Цепи обеспечивают надежное сцепление шин с поверхностью, и позволяют работать даже в условиях ограниченной тяги.

Они могут быть использованы на всех видах техники, работающей на сложных грунтах или в зимнее время:

  • колесные экскаваторы;
  • грейдеры;
  • автокраны;
  • фронтальные погрузчики;
  • экскаваторы-погрузчики;
  • лесовозы;
  • коммунальная и уборочная техника.

Как погодные условия влияют на работу спецтехники

Дорожная и строительная техника часто работает в сложных климатических зонах. Снежные заносы, плотная наледь, мокрая глина или глубокий рыхлый снег снижают сцепление шин с дорогой. Без дополнительных устройств техника теряет управляемость, пробуксовывает, что приводит к авариям, повреждению оборудования и увеличению расхода топлива.

Особенно остро проблема встает в северных и горных регионах, где зима с осадками длится по полгода. Даже на временных строительных дорогах или в карьерах, где нет асфальта, риск пробуксовки многократно возрастает. В таких условиях цепи противоскольжения необходимы.

Когда необходимы цепи для дорожных машин

Цепи эффективны при:

  • движении по глубокому снегу, наледи и ледяной корке;
  • эксплуатации на строительных площадках без твердого основания;
  • работах в карьерах, на проселках и в сельской местности;
  • в условиях высокой влажности и распутицы.

Как выбрать цепи для экскаваторов, грейдеров и бульдозеров

Каждая машина имеет свой набор характеристик: вес, тип трансмиссии, мощность двигателя, количество ведущих осей. Для экскаваторов и бульдозеров подойдут наиболее прочные модели, способные выдерживать значительные статические и динамические нагрузки.

Для грейдеров важна износоустойчивость при частых поворотах и перемещениях по каменистым дорогам. У фронтальных погрузчиков и коммунальных машин возможен контакт с бордюрами, бетонными элементами, арматурой. Здесь подойдут цепи с плотным рисунком и усиленными звеньями большой толщины.

Какие материалы выдерживают повышенные нагрузки

Материал цепи — залог долговечности. Выбирайте легированные стали с добавлением марганца, хрома или никеля. Они устойчивы к растяжению, истиранию и воздействию агрессивной среды. Такие стали маркируются как 09Г2С, 25Г2А и другие.

Большинство производителей применяют технологии закалки, цементации и отпускания, позволяющие добиться хорошего соотношения твердости и пластичности металла звеньев. Закаленные звенья не деформируются при высоких нагрузках и служат дольше, чем изделия из обычной углеродистой стали. Они лучше сопротивляются абразивному истиранию и служат дольше.

Защита колес при эксплуатации в суровых условиях

Цепи с плотным и частым рисунком звеньев также могут защищать колеса от повреждений. При движении по льду, щебню, арматуре и другим твердым объектам цепи принимают на себя часть ударной нагрузки. Это позволяет продлить срок службы шин, особенно в случаях, когда замена одного колеса может стоить десятки тысяч рублей.

На некоторых моделях присутствуют резиновые накладки или мягкие вставки для предотвращения контакта цепей с дисками.

Разновидности цепей противоскольжения

По геометрии рисунка

Производители выпускает цепи для колес с разными типами рисунка. Самые популярные конфигурации:

  • Лесенка;
  • Сота;
  • Зигзаг.

Каждое решение имеет свои достоинства, а также предпочтительные условия применения.

«Лесенка» имеют самое простое устройство в виде двух продольных полос, соединяющихся между собой рядом параллельных отрезков. При установке на покрышку эти элементы занимают положение поперек протектора.

Достоинства узора «лесенка»:

  • наименьший из всех вариантов вес и стоимость;
  • легко монтируются;
  • простота ухода и хранения.

Недостатки:

  • рывки при движении из-за отсутствия постоянного контакта с дорогой;
  • повышенный износ резины и трансмиссии;
  • неустойчива при боковом скольжении и заносах.

«Зигзаг» собирают с диагональным положением промежуточных элементов. Такая конфигурация обеспечивает непрерывный контакт с дорожным покрытием, исключая рывки или удары при вращении шины. «Зигзаг» лучше удерживает машину от сползания на уклонах.

«Сота» состоит из большего числа диагональных отрезков, которые образуют переплетения шестиугольной формы. Это самый плотный вариант узора, имеющий наибольшую массу.

Достоинства «соты»:

  • устойчивое постоянное сцепление автошины с поверхностью при любых уровнях нагрузки;
  • одинаково хорошо противостоит боковым усилиям (проскальзывание, занос) при любом положении ведущего колеса относительно оси движения;
  • наибольшее число звеньев, одновременно испытывающих нагрузку при работе, способствует меньшему износу, продлевает срок службы.

Недостатки:

  • более высокая цена из-за увеличенной массы металла и сложности изготовления;
  • требуется больше сил для установки или демонтажа;
  • занимает место при хранении.

Также бывают цепи с сегментированной рабочей поверхностью. Вторые называются браслетами и удобны для экстренного монтажа, особенно на уже забуксовавшие колеса.

По числу колес

Кроме цепей, предназначенных для монтажа на одиночную шину, выпускают специальные модификации для машин со сдвоенными колесами на оси. Они называются «спарка». «Спарки» отличаются большой шириной, при этом проходимость тяжелой машины со "спарками" на сложном участке намного выше, чем при цепях установленных только на внешних колесах.

По непрерывности рабочей поверхности

Обычные цепи противоскольжения после монтажа охватывают всю рабочую поверхность протектора. Существуют конструкции из сегментов, которые можно установить по отдельности. Они называются «секторами» или «браслетами». Удобство таких деталей в оперативном монтаже даже на уже забуксовавшую ось или шину.

По толщине звеньев

Для снежных цепей применяют короткие или длинные звенья промышленного производства по ГОСТ 2319-81, ТУ 12.0173856.15-88 или техническим условиям конкретного производителя. Калибр (диаметр круглого прутка, из которого она изготовлена) обычно составляет от 5 до 13 мм.

Для каждого типоразмера шин возможен выпуск систем противоскольжения с разной толщиной звеньев, с учетом наружного диаметра колес, веса груженой или пустой машины, ее мощности. Конкретные значения толщины указывают в маркировке. Чем выше этот параметр, тем большую нагрузку способно выдержать изделие, но тем оно тяжелее.

По марке стали

Стандартами предусмотрено производство цепей из различных сортов металла – от обыкновенных углеродистых сталей нормального качества (Ст3 – Ст5), так и более качественных легированных (09Г2С, 25Г2А и т.д.) Применение более дорогой марки стали с большим числом легирующих элементов заметно повышает прочность, долговечность звеньев, их стойкость к износу.

По термообработке

Все стали, применяемые для производства звеньев, относятся к улучшаемым, то есть их механические показатели могут быть заметно повышены правильной термической обработкой. Она выполняется после всех операций, связанных с гибкой прутка и сваркой звеньев. Поэтому правильно выполненная закалка – обязательное требование долгой службы металла.

Шипованные разновидности

Некоторые марки для дополнительного сцепления с дорогой (снегом, льдом, грунтом) снабжают шипами. Они сделаны в виде отдельных элементов из высокопрочной стали и закреплены на звеньях, образующих рабочую поверхность контакта. Преимущество такой конструкции – в заметном повышении управляемости, уменьшении тормозного пути. Недостаток – нельзя эксплуатировать технику на твердой поверхности из-за ускоренного износа звеньев и дорожного полотна.

Установка цепей на нестандартные шины

Дорожная техника часто имеет нестандартные типоразмеры колес. Важна точная подгонка цепей под конкретную модель. Несоответствие по длине или ширине приводит к перегрузке отдельных участков цепи и ускоренному износу как цепей, так и шин.

Цепь должна точно подбираться под размер шин спецтехники. Некоторые модели могут подходить под несколько размеров колес. Данную информацию лучше уточнить у производителя для точного подбора устройств противоскольжения на вашу машину.

Расчет срока службы при ежедневной эксплуатации

Цепи противоскольжения, установленные на дорожную и специальную технику, испытывают экстремальные нагрузки. При ежедневной эксплуатации срок службы во многом зависит от характера работ, интенсивности использования, качества цепей и уровня технического обслуживания. В среднем качественные цепи рассчитаны на 500—800 часов активной работы, однако на практике этот показатель может меняться в зависимости от условий.

Работа на твердом покрытии, особенно с элементами абразива — щебнем, строительным мусором, замерзшим грунтом — ускоряет истирание звеньев. Важно учитывать и вес машины: тяжелая техника быстрее изнашивает элементы снежной цепи. При этом своевременная регулировка натяжения и корректная установка способны существенно продлить ресурс.

При использовании цепей на сезонной основе, например, только в зимний период, срок их службы может растянуться на два—три года. Однако если техника занята круглый год, особенно в сложных климатических или дорожных условиях, потребуется плановая замена цепей уже через несколько месяцев.

Где применяются цепи: стройплощадки, карьеры, зимние дороги

Цепи противоскольжения широко используются в тяжелых эксплуатационных зонах, где техника должна сохранять устойчивость и тягу независимо от рельефа, климатических условий и состояния поверхности. Одна из основных сфер — строительные площадки. На них техника постоянно перемещается по неутрамбованному, рыхлому или скользкому грунту. Цепи обеспечивают устойчивость при работе с грузами, погрузке и выгрузке материалов, особенно в межсезонье.

В карьерах применяются усиленные цепи, поскольку рабочая поверхность часто состоит из гравия, щебня, острых камней. Без защиты шины быстро выходят из строя, а сцепление с поверхностью резко снижается. Цепи не только улучшают проходимость, но и защищают колеса от проколов и боковых разрывов.

Зимние дороги, особенно в северных и горных регионах, требуют использования цепей на снегоуборочной, коммунальной и инженерной технике. При обледенении или снежной каше даже полноприводные машины не могут эффективно двигаться без дополнительного сцепления. Цепи здесь незаменимы — они обеспечивают тягу, снижают вероятность пробуксовки и позволяют работать без риска застрять.

Проверка натяжения и фиксации цепей

Надежная фиксация цепей противоскольжения — ключевой фактор безопасной эксплуатации спецтехники. Неправильно натянутые цепи не только теряют эффективность, но и представляют угрозу для самой машины. Слабое натяжение приводит к смещению цепи при движении, ее разбалтыванию и преждевременному износу. Появляется риск задевание звеньями рамы машины, колесных арок. Слишком сильное натяжение, напротив, может повредить боковины шин, ускорить износ протектора.

Проверка натяжения проводится перед каждым выходом техники на маршрут. После установки цепи следует проехать несколько метров и убедиться, что звенья не сместились, не стучат по поверхности колеса и не задевают элементы подвески. Рекомендуется обязательно использовать фиксаторы и замки, предотвращающие произвольное ослабление цепи в процессе работы.

Регулярный осмотр соединений и натяжных крюков позволяет выявить признаки износа, растяжения, деформации. Даже незначительные повреждения могут стать причиной аварийной ситуации, особенно при интенсивной эксплуатации в сложных условиях.

Как избежать поломок при работе в цепях

Чтобы цепи противоскольжения не стали причиной неисправностей, необходимо соблюдать рекомендации по их установке и эксплуатации . Важно использовать цепи, подходящие по размеру и типу сцепления к конкретной модели техники (шин). Универсальные цепи могут не обеспечивать надежную посадку и расшатываться в процессе движения.

Нельзя допускать эксплуатации при наличии поврежденных звеньев, ослабленных фиксаторов или ржавчины, подрывающей прочность стали. Даже незначительная трещина в закаленном металле может привести к разрыву цепи на высокой скорости. Такие случаи чреваты повреждением кузова, шин, осей, а также остановкой рабочей смены.

Особую осторожность нужно соблюдать при маневрировании в узких или перегруженных пространствах. Резкие повороты и наезды на бордюры увеличивают риск смещения или разрыва цепей. При работе в карьерах и на строительных площадках следует избегать попадания цепей под тяжелые предметы — блоки, камни, бетонные конструкции, которые могут зажать и повредить металлические элементы.

Обслуживание и профилактика повреждений

Обслуживание цепей должно быть регулярным и тщательно регламентированным. После каждой смены необходимо очищать звенья от грязи, льда, песка и мелких камней. Загрязнения не только повышают трение, но и ускоряют коррозионные процессы, особенно в местах соединений.

Профилактика повреждений включает периодическую смазку подвижных элементов, проверку целостности сварных швов и стыков, затяжку всех крепежных соединений. При появлении следов износа или растрескивания металл необходимо заменить или отремонтировать цепь до следующего использования.

Хранить цепи следует в сухом, вентилируемом помещении, в подвешенном или аккуратно свернутом виде, вдали от химических реагентов и источников влаги. Несоблюдение условий хранения резко снижает ресурс даже у дорогих моделей.

Лучшие производители цепей для спецтехники

Среди ведущих производителей цепей компании: Skalolaz, Pewag, Thule, RUD, König, Trygg, Sobell и другие, из Германии, Швеции, Южной Кореи и России. Они уделяют большое внимание качеству стали, конструкции звеньев, виду плетения, натяжным системам.

И выпускают как сверхпрочные цепи для карьерной техники, так и облегченные модели с антикоррозионной защитой. Качественный товар всегда проходит заводские тесты на устойчивость к нагрузке, кручению и растяжению, что особенно необходимо для условий тяжелой эксплуатации.

Ориентируйтесь на соответствие модели цепей конкретному типу машин и колес. Универсальные цепи от малознакомых брендов могут быть привлекательны по цене, но не всегда могут выручить в реальных условиях.

Поставщики и логистика крупногабаритных цепей

Цепи для спецтехники, особенно на большие колеса с толстыми звеньями много весят - их поставка требует четкой логистической организации.  Для корпоративных клиентов и предприятий важен быстрый заказ и получение запасных цепей в случае форс-мажора. Поэтому мы организуем региональные склады и точки выдачи, что актуально в отдаленных районах с ограниченной доступностью.